Новости

Вертолет Heli-Sport CH-7: итальянское чудо, которое можно собрать в гараже

Heli-Sport CH-7 – пожалуй, лучшее творение почти одноименной итальянской компании из Турина. До сих пор ее название ассоциируется именно с этой моделью, заслужившей популярность у частных пилотов во Франции, Италии, Чехии, Польше и еще более чем в 10 государствах Европы.

Компания была основана в 1989 году как EliSport, но в 1997 году получила свое нынешнее название. Пятью годами ранее итальянские конструкторы, опираясь на опыт коллег из Аргентины, серьезно переработали вертолет Cicare CH-6. На выходе получился Heli-Sport CH-7 в модификации Angel. Он послужил началом целой серии вертолетной техники, которую мы сегодня и рассмотрим.

О чем пойдет речь?

Итак, Heli-Sport CH-7 – это легкий двухместный вертолет, выпускаемый в Италии с 1992 года. За все время производства собрано более 350 экземпляров. Наиболее популярной модификацией был и остается Kompress Charlie. Он предлагается в формате «кита», на сборку которого уходит примерно 400 человеко-часов. Это значит, что у одного человека на «изготовление» техники уйдет 400 часов.

Вертолет Heli-Sport CH-7: итальянское чудо, которое можно собрать в гараже
Может показаться, что это одноместный вертолет, но сразу за пилотом есть второе сиденье. Фото: youtube.com

Интересно, что некоторые владельцы утверждают, что собрать тот же Kompress Charlie удается за в два раза меньшее время, чем указывает производитель, а именно за 200 часов.

Кроме того, можно купить комплект с увеличенным количеством предварительно собранных элементов. На его сборку уходит порядка 85 часов, если заниматься этим в одиночку. Будет хороший повод позвать друзей.

Как это устроено?

В основу Heli-Sport CH-7 легла традиционная компоновка с двумя роторами, основным и хвостовым. Первый собран из композитных материалов и имеет полужесткую качающуюся конструкцию с возможностью поворота на 6 градусов. Хвостовой ротор тоже облегченный – собран из алюминия.

Все агрегаты и кабина вертолета закреплены на стальной трубчатой раме. На ней же установлен и двигатель, расположенный за основным корпусом в полуоткрытом виде. Так он лучше обдувается в полете – и обслуживание проще. С валом несущего винта ДВС соединяется ременной передачей.


Так выглядит кабина вертолета глазами пилота. Фото: youtube.com

Ходовая часть вертолета Heli-Sport CH-7 сделана из алюминия и поддерживает установку как колес для наземного перемещения, так и поплавков для посадки на воду. Об этом мы еще поговорим.

Вертолеты модификаций Kompress и Kompress Charlie дополнительно могут оснащаться крюком с грузоподъемностью до 100 кг, либо разбрызгивателем для распыления жидкостей или порошков. Как показывает практика, оба доступных дополнения широко используются в сельском хозяйстве.

Четыре CH-7 на все случаи жизни

Обычно под названием Heli-Sport CH-7 подразумевают модификацию Kompress Charlie, так как она самая популярная и массовая – выпущено более 215 экземпляров, и это только на май 2009 года. В серии есть и другие не менее интересные машины, особенности которых коротко изучим ниже.

Angel

Первая версия представляет собой Cicare CH-6 с закрытой кабиной пилотов. Начал продаваться еще в 1992 году, но уже давно не производится – последний комплект был выпущен в 2010 году. Модель оснащалась либо 64-сильным двигателем Rotax 582UL UL, либо 80-сильным Rotax 912 UL на выбор.

Kompress

На фоне модификации Angel этот вариант получает удлиненную кабину и два места, размещенных по принципу тандема – одно за другим. До сих пор выпускается и по запросу может быть улучшен до Kompress Charlie. По умолчанию техника оснащается двигателем Rotax 914 мощностью 114 л. с.

Kompress Charlie

Разработан и впервые собран в 2005 году. Отличается от Kompress увеличенным топливным баком, углеродным волокном в составе фюзеляжа, шарнирными капотами двигателя. Стойки обзавелись аэродинамическими обтекателями. В результате перечисленных доработок улучшились высотные характеристики, снизился уровень вибрации во время полета и выросла максимальная скорость.


Полуоткрытое расположение мотора способствует его охлаждению. Фото: youtube.com

В качестве силовой установки используется один из двух вариантов ДВС: Rotax 582 или Rotax 912. Первый выдает мощность 47,8 кВт, второй – 59,6 кВт или 80 л. с. Оба работают на бензине АИ-95.

Mariner

Единственное изменение в этой модификации – появление надувного поплавка и увеличение веса на 15 кг. Благодаря этой доработке вертолет CH-7 способен садиться на любые водные поверхности.

И это еще не все

Кроме перечисленных выше модификаций есть еще две серьезно переработанные версии техники. Они даже получили собственные индексы – CH-7B Spirit и CH-7T Spirit Tandem. Оба производятся не в Италии, как остальные комплекты, а в Аргентине, причем компанией, у которой итальянцами был позаимствован Cicare CH-6. Получается, все вернулось на круги своя, еще и вот с таким развитием.

CH-7B Spirit

Это легкий одноместный вертолет с миниатюрными кабиной и несущим винтом, но при этом с большим и мощным двигателем Rotax 912S. Четырехтактный мотор получил жидкостную и воздушную системы охлаждения, имеет двойное электронное зажигание и два карбюратора.


У этой модификации двигатель еще больше и мощнее. Фото: youtube.com

ДВС развивает мощность 100 л. с. и крутящий момент 128 Н*м при скорости вращения 5100 об/мин.

CH-7T Spirit Tandem

Как можно догадаться по названию, это все тот же «Спирит», но с двухместной кабиной, сиденья в которой установлены друг за другом. Ввиду этого аргентинские конструкторы установили двигатель большей мощности – Rotax 914.
Мотор выдает пиковые 115 л. с., имеет двойную систему электронного зажигания, жидкостное и водяное охлаждение. Spirit Tandem продается как китом, так и в сборе.

Коротко о характеристиках

Большинство параметров у всех перечисленных выше модификаций одинаковые за исключением дальности и максимальной скорости полета у Kompress Charlie ввиду большего количества топлива. На его примере мы и рассмотрим основные технические характеристики компактного вертолета:

✅ размах винта – 6,20 м
✅ запас топлива – 60 литров
✅ длина фюзеляжа – 7,01 м
✅ высота – 2,05 м
✅ масса пустой техники – 203 кг
✅ взлетная масса – 357 кг
✅ крейсерская скорость – 160 км/ч
✅ предельная скорость – 192 км/ч
✅ высота полета – до 5000 м

Полного топливного бака достаточно для полета продолжительностью 3 часа 45 минут. За это время на крейсерской скорости вертолет Heli-Sport CH-7 способен пролететь до 600 км без дозаправки.

Есть ли конкуренты у CH-7?

Итальянский легкий вертолет, само собой, не единственный в своем роде. Есть ряд машин, сходных и по характеристикам, и по назначению. Вот несколько интересных примеров:

✅ «Беркут-М», Россия. Один 150-сильный двигатель разгоняет технику до максимальных 185 км/ч и позволяет пролететь на полном баке до 820 км.
✅ Safari 400, Канада. Развивает скорость до 160 км/ч. Дальность полета – 400 кг. Оснащается одним двигателем мощностью 180 л. с.
✅ Robinson R22, США. Комплектуется 131-сильным мотором, может пролететь до 385 км при максимальной скорости полета 190 км/ч.

При покупке набора для самостоятельной сборки, вертолет Heli-Sport CH-7 модификации Kompress Charlie стоит 115 000 долларов США или 10,5 млн рублей по текущему курсу. Поначалу сумма может показаться астрономической, но большинство указанных выше конкурентов стоят весьма дороже.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Источник: bibimot.ru

Back to top button