Новости

ТВ7-117 будут опять модернизировать

Двигатель ТВ7-117 разработали еще во времена СССР: проект стартовал в 1985-м году и сначала это была газотурбинная модель. Силовую установку создавали специально под ближнемагистральный Ил-114, рассчитанный на 60 пассажиров. Модификации двигателя предполагали устанавливать на вертолеты. Однако из-за известных событий в 90-е работы над авиамотором приостановились: создали только макет (1997-й).

Предпочтение турбовинтовому двигателю было отдано из-за относительно малого расхода горючего и небольших эксплуатационных расходов. Скорость у самолетов и вертолетов с такими моторами будет ниже, но для региональных перевозок это не существенно.

История «многострадального» двигателя

Ему, можно сказать, сразу же «не повезло». В 1993-м случилась первая катастрофа еще экспериментального Ил-114 в Жуковском. Машина разбилась на взлете из-за отказа силовой установки (из семи человек пятеро погибло). Второй, уже серийный, борт потерпел крушение в 1998-м (Домодедово): причина – ошибка пилота. Третья катастрофа произошла в августе 2021-го (Кубинка): загорелся один из двигателей Ил-112В. Тем не менее, работы по совершенствованию конструкции были продолжены.

Модернизации ТВ-7-117

В первый месяц прошлого года Росавиация одобрила усовершенствования мотора, которые проводил его разработчик – «ОДК Климов». Все ограничения по использованию авиамотора были сняты.

ТВ7-117 будут опять модернизировать
Двигатель без кожуха. Фото: YouTube.com

Летом 2023-го проведены еще одни испытания, по результатам которых двигатель получил документ, одобряющий изменения в конструкции. Это было подтверждение не только ее безопасности, но и обеспечения агрегатом взлета аппаратов с площадок, ограниченных по площади.

О двигателе

Речь идет о целом семействе, в которое входят агрегаты для вертолетов и ближнемагистральных самолетов. В первом случае речь идет о моторе ТВ7-117В, разработанного для Ми-38 и его модификаций. Версия ТВ7-117ВК устанавливается на Ми-28, а также Ка-50 и Ка-52. Двигатель развивает 2 тыс. 800 «лошадей», характеризуется малым расходом горючего и возможностью форсирования мощности до 40% в чрезвычайном режиме. Управление установкой – автоматическое.


Ми-38 в Кубинке. Фото: YouTube.com

Система создана «ОДК Климов»: в нее интегрированы противопомпажный комплекс и самодиагностика. При разработке двигателя применялись цифровые технологии, позволившие оптимизировать массу агрегата. Для этой же цели планируется использовать самый передовой на сегодня метод литья под малым давлением. Подобная технология способствует снижению веса деталей на 10-15% и их стоимости при условии серийного производства.

ТВ7-117СТ-01/02

Это самолетная версия (для Ил-112, Ил-114) силового агрегата, выдающая мощность в пределах от 2 тыс. 800 до 3 тыс. 600 л. с. В комплекте с двигателем идет электронный модуль БАРК-65СТМ, управляющий работой не только мотора, но и шестилопастного пропеллера АВ112-114. Данное семейство не ограничивается двигателями для ближнемагистральных воздушных судов. Например, дефорсированная версия может устанавливаться на двухмоторную «Ладогу» (ТВРС-44), которая заменит Ан-24.


ТВ7-117СТ испытывается на летающей лаборатории. Фото: YouTube.com

Если рассматривать линейки самолетов российского производства, то машина Ил-114-300 с двигателем ТВ7-117СТ окажется как раз по центру. Выше рангом – МС-21 и «Сухой Суперджет», ниже – Л-410 от УЗГА и «Байкал» (оснащается турбовинтовым агрегатом ВК-800СМ).

Что сегодня с двигателем для самолетов

В последний месяц прошлого года российское правительство подписало распоряжение, согласно которому ОДК получает 117,39 млн руб. на доработку силового агрегата. В эту сумму входят и комплексные проверки авиамотора на воздушном судне Ил-114-300. Акт о проведенных испытаниях и документы по улучшению ТВ7-117СТ-01 должны быть представлены не позднее 25.12.2025 года. Увы, но отсюда следует вывод, что испытания самолета Ил-114-300 начнутся в 2026-м (впервые воздушное судно поднялось в небо в конце 2020-го).

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Источник: bibimot.ru

Back to top button