Новости

Троллейбусы Solaris-Skoda Trollino – фавориты европейских мегаполисов

Trollino – название семейства низкопольных троллейбусов. Этот городской транспорт выделяется своим невысоким уровнем шума и отсутствием вредных выбросов. Помимо классических вариантов (только с тяговым электроснабжением), Solaris предлагает также гибриды, оснащенные дополнительными энергоемкими аккумуляторами.

В качестве последних выступают специальные суперконденсаторы. Компания продает и модели с расширителем запаса хода на топливных элементах, работающих за пределами тяговой линии. Сегодня это является очень перспективным и востребованным направлением.

Троллейбусы Solaris-Skoda Trollino – фавориты европейских мегаполисов
Solaris Trollino 15 прижился во многих европейских городах. Фото автора

Ведь муниципалитеты многих растущих европейских городов пытаются расширять сеть обслуживания местного электротранспорта. Однако строительство новых линий – очень трудоемкий, дорогостоящий и не быстрый процесс. Оптимальным решением являются гибриды, которые способны в нужном месте «сложить рога» и двигаться дальше на автономном ходу. В Solaris-Skoda позаботились и о таком направлении.

Одни из ведущих моделей производителя

Хотя под упомянутым брендом в течение двух десятилетий выпускалось немало моделей, сегодня мы остановимся на паре наиболее известных из них. Эти троллейбусы в разные годы собирались на польских и чешских производственных мощностях и завоевали заслуженную популярность у потребителей из ряда европейских стран.

С 2003 года ведет свою историю двухзвенный низкопольный троллейбус Solaris Trollino 15, выпускавшийся польской компанией Solaris Bus & Coach. Аналогичная модель, собиравшаяся в Чехии, имеет название Skoda 28Tr. Еще одна версия городского электротранспорта от производителя – Skoda 27Tr.

Solaris Trollino 15AC – трехосный троллейбус длиной 15 метров и пассажировместимостью, идентичной сочлененным версиям общественного транспорта. Однако, по сравнению с последними, он имеет ряд экономических и эксплуатационных преимуществ. В первую очередь, упрощенная конструкция машины (устраняется сложный шарнир) и связанный с этим более простой монтаж электропроводки, гидравлики и системы распределения воздуха. К числу других преимуществ 15-метровой версии можно отнести:

✅ выгодную цену транспортного средства
✅ более простое обслуживание
✅ меньшие эксплуатационные расходы
✅ снижение потребления электроэнергии
✅ лучшие ходовые характеристики

В качестве плюса к более безопасной эксплуатации также стоит упомянуть лучшую видимость обстановки как в самом транспортном средстве, так и за его пределами. Его выгода заметна и в тех случаях, когда необходимо обеспечить высокую пропускную способность перевозки пассажиров в городском движении.

Различия в управлении (по сравнению с классической 12-метровой версией) сведены к минимуму за счет использования колес задней оси. Немаловажным преимуществом является идентичная конструкция электрооборудования с Solaris Trollino 12. Это снижает требования к количеству типов запасных частей для обоих моделей троллейбусов.


Современные модели Solaris Trollino имеют отличный дизайн. Фото автора

Современные общественные транспортные средства для перевозок в ряде европейских стран создаются путем установки чешского электрооборудования в кузова польского производителя автобусов Solaris. Их главным преимуществом является полностью низкий пол (безбарьерность, в сочетании со складной платформой) и другие положительные моменты в конструкции:

✅ использование нержавеющей стали и листового металла
✅ современное электрооборудование
✅ проверенная система опускания борта входа при посадке и выходе пассажиров

Solaris Trollino 15AC, как и другие типы троллейбусов, является результатом сотрудничества «Доправни Подник Остравы», Solaris Bus&Coach и Cegelec. Этот транспорт приобрел популярность не только в самой Чехии и соседней Польше, но и в Словакии, Венгрии, Италии, Румынии, других странах Европы.

Техническое оснащение Solaris Trollino 15

Производителем двигателя для этой модели являются компании Pragoimex и Dopravni podnik Ostrava. При его разработке и производстве использовали богатый опыт, полученный от эксплуатации и обслуживания тяговых двигателей для разных моделей трамваев и троллейбусов.


В некоторых городах почти весь парк состоит из машин Trollino. Фото автора

Статический преобразователь (Cegelec) используется для зарядки аккумулятора, питания сети 24 В, привода компрессора и агрегата насоса гидроусилителя руля (3 x 400 В/50 Гц). Регулирование асинхронного двигателя обеспечивает тяговый преобразователь, закрепленный на кузове вместе с электродвигателем, приводящим задний мост. Он оснащен асинхронным электротяговым оборудованием TV EUROPULSE компании Cegelec.

В троллейбусе использована пневматическая подвеска ECAS Wabco, дополненная гидравлическими амортизаторами. Гидроусилитель руля ZF Servocom с собственным источником масла под давлением обеспечивает легкое управление. Транспорт также оснащен независимым электродинамическим тормозом с рекуперацией, имеющей дополнительное торможение пневматическим вариантом с системой ABS и ASR.

Сочлененный и стильный троллейбус Skoda 27Tr

Несмотря на меньшую цифру в названии, эта модель является более современной и выпускается до сих пор. Под именем Skoda 27Tr он поставлялся к клиентам до 2022 года. Позже торговая марка изменена на T’City 18.


Большое количество входных дверей облегчают посадку и высадку пассажиров. Фото автора

После представления прототипа в 2009 году, остравский производитель с 2010-го начал серийную сборку троллейбусной техники. Этому предшествовали тщательные тест-драйвы, проводимые в районе чешского города Пльзень. С середины последнего зимнего месяца начата его проверочная эксплуатация с пассажирами в г. Острава. Спустя полгода стартовало движение и на пльзенской троллейбусной сети.

До 2015 года Skoda 27Tr уже уверенно двигалась по маршрутам ряда чешских городов: Злина, Ческе-Будеевице, Усти-над-Лабем и др. Техника очень хорошо зарекомендовала себя во многих отношениях, что открыло ей путь на экспортный рынок. Вот как продвигалась история ее поставок:

✅ София (Болгария) – 50 единиц (2013-2014 гг.)
✅ Рига (Латвия) – 38 троллейбусов (2014-2018 гг.)
✅ Жилина (Словакия) – 18 штук (2017-2019 гг.)
✅ Братислава (Словакия) – 23 штуки (2023 год)

Также в 2021 году муниципалитет болгарской столицы дозаказал еще 30 машин уже четвертого поколения Skoda 27Tr. А в самой Чехии они стали одним из самых распространенных видов местного транспорта, включая семь городов и общее количество парка машин в 157 единиц.

Экспансия продолжается и по сей день. Недавно компанией выиграно еще два тендера на поставку Skoda 27Tr в Брно (2021 год) и Усти-над-Лабем (2022 год). Теперь троллейбусные парки указанных городов стали ведущими пользователями модели, у первого имеется 40 машин 27Tr, у второго – тридцать. Новые модификации получили повышенную мощность (до 2х250 кВт) и ряд иных современных элементов конструкции.

Дальнейшее расширение географии поставок

Компания Solaris продолжает успешное покорение рынка и других европейских городов. Так Solaris Bus & Coach (в сотрудничестве со Skoda Electric) в ближайшее время поставит в Братиславу 16 двухшарнирных троллейбусов Solaris Trollino 24. Контракт заключен почти на 17 миллионов евро. Братиславский перевозчик планирует разместить на 71-м маршруте новые троллейбусы длиной 24 метра, и вместимостью до 160 пассажиров (из них 60 сидячих мест).


Широкий и низкий вход – удобно для пожилых и груженных пассажиров. Фото автора

Параллельно развивается и сотрудничество с венгерской столицей. Solaris Trollino – это специальные троллейбусы, созданные на основе электробусов, предлагающихся как Solaris Urbino. Всего заказано двенадцать Trollino 12 и 36 сочлененных Trollino 18. Все 48 единиц поставлены к концу 2022 года.

Более пяти лет назад начато сотрудничество с муниципалитетом итальянского Милана. Троллейбусы Trollino 18 для сетей этого города выполнены с двумя двигателями (каждый по 160 кВт) и имеют аккумуляторы LTO с электрической мощностью 45 кВт*ч. Это позволяет им выезжать за пределы воздушной линии на расстояние около 15 км. Вместимость каждой из машин – 135 человек (из них 31 сидячее место). Как можем видеть, история Skoda 27Tr далеко не завершена, а, скорее, находится в самом разгаре.

Автор:

Использованы фотографии: фото автора

Источник: bibimot.ru

Back to top button