Новости

«РИТМ-400» поможет ломать четырехметровые льды

Проект 10510, имеющий второе название «Лидер», подразумевает создание мощнейшего атомного реактора «РИТМ-400», которым будет оборудовано головное судно серии, получившее название «Россия». Зачем нужна еще более могучая силовая установка – неужели не хватает уже существующей?

Сегодня на последних атомных ледоколах РФ – агрегат «РИТМ-200». Но, как оказалось, его мощности недостаточно для оперативной проводки судов с достаточной скоростью в высоких широтах. Новая установка сильнее своей предшественницы в 1,8 раза (два реактора выдают 630 МВт). Это позволит ледоколу преодолевать более толстые льды.

«РИТМ-400» поможет ломать четырехметровые льды
Ледокол «Ямал» с реакторами ОК-900А в 342 МВт общей мощности уже кажется слабоватым. Фото: YouTube.com

При этом подразумевается, что судно будет способно ходить в более высоких, по сравнению с Северным морским путем, широтах. А проводка каравана со скоростью 12 узлов станет возможной при толщине ледового покрова до 2-х метров. Это своеобразный рекорд – ни один корабль в мире пока не способен на такое.

Где и как делают реактор

Его изготовлением занимается предприятие «ЗиО-Подольск», являющееся подразделением «Атомэнергомаша». Сразу стоит отметить: установка предназначена не только для конкретного ледокола. Подразумевается, что ею будут оснащать плавучие энергетические блоки. Это новый класс источников энергии, нужный для обеспечения электричеством приморских городов, комплексов по шельфовой добыче углеводородов.


«РИТМ-400» схематически. Фото: YouTube.com

Мобильные энергоблоки предназначены для использования в составе ПАТЭС – плавучих атомных станций. Примером может служить модуль «Академик Ломоносов», базирующийся в Певеке.

О головном ледоходе проекта

Чтобы провести караван коммерческих судов с большой осадкой в широтах, выше Севморпути, необходимо пробивать лед при скорости 13-14 узлов. Ширина образуемого канала должна составлять не менее 53-54 м. Очевидно: от борта до борта ледоколу требуется расстояние в 47 м. По бокам корабля будут трещины на 2,5-3,5 м в каждую сторону. Чтобы добиться такого, необходима мощная силовая установка. Вот поэтому и создается «РИТМ-400».


В крайних северных широтах нужен более мощный ледокол. Фото: YouTube.com

Первый строящийся корабль будет двухосадочным. Один уровень предназначается для хождения в высоких широтах, второй – по Севморпути. Все дело в том, что по нему очень крупные суда не могут ходить из-за большой осадки.

Что интересного в «РИТМ-400»

Как это ни странно …ничего. Ведущий конструктор проекта «Лидер» В. Воробьев заметил, что в новом реакторе используются те же принципы, что и на ледоколе «Ленин». Имеется в виду атомная установка, паровая турбина, получение электроэнергии. Технически реактор «РИТМ-400» похож на своего «младшего брата». Вся разница – в мощности. В двух установках даже предусмотрена взаимозаменяемость некоторых узлов.


Принципиально современные ледоколы не отличаются от «Ленина». Фото: YouTube.com

Возникает вопрос: новый реактор будет больше «РИТМ-200» в 1,8 раза (это же логично!)? Вот здесь – нет. Дело в том, что увеличение мощности атомной установки не прямо пропорционально возрастанию габаритов, как, например, в случае с дизелем. Нарастание идет более полого. И еще один важный момент: ядерный реактор показывает лучшую эффективность при большей мощности.

На какой стадии строительства «РИТМ-400» сегодня

К началу декабря минувшего года «Росатом» сообщил об успешном завершении тестирования стержней компенсирующих групп. Это рабочий орган, с помощью которого происходит управление установкой (изменение температуры, мощности и т. д.). Одиночные стержни малоэффективны, поэтому объединяются в группы (в данном случае их семь). В заключение стоит выделить некоторые эксплуатационные характеристики «РИТМ-400», которые действительно впечатляют:

✅ минимальный срок службы – 40 лет
✅ беспрерывность работы – до 26 тыс. ч
✅ перезагрузка – каждые 5,7 лет

Головной ледокол проекта планируется передать заказчику в 2027-м году. Разумеется, его «сердце» – ядерный реактор, закончат строить еще раньше.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Источник: bibimot.ru

Back to top button