Новости

Минтранс запросил еще 295 млрд руб

Минтранс запросил дополнительно 295 млрд руб. От ФНБ до иностранных самолетов. По данным «Ъ», Минтранс предложил правительству выделить дополнительно 295 млрд руб. Субсидия из Фонда национального благосостояния на перерегистрацию иностранных самолетов в российскую собственность. Источники «Ъ» рассказали, что средства запрашиваются у «Аэрофлота» прежде всего исходя из возможности приобретения около 90 самолетов. Власти уже выделили около 300 миллиардов рублей. В 2023 году финансирование Фонда национального благосостояния позволило приобрести 162 самолета у «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний» и «Авроры». Это составляет более трети самолетов, принадлежащих иностранным арендодателям. Эксперты считают, что расширение государственного финансирования имеет смысл, поскольку оно сводит к минимуму юридические риски при поездках за границу и снижает валютную долговую нагрузку авиакомпаний.

Как стало известно «Ъ», Минтранс предложил предоставить правительству дополнительно 295 млрд руб. Получить субсидию Фонда национального благосостояния на приобретение иностранных самолетов в российскую собственность в 2024 году. По данным источников «Ъ», идея обсуждалась на совещании с президентом РФ 7 февраля, где также обсуждался перенос поставок новых отечественных самолетов (см. «Ъ», 1 марта). Представители «Ъ», близкие к правительству, заявили, что апелляция находится на рассмотрении и решение пока не принято.

Другой источник «Ъ» в авиационной отрасли сообщил, что запрашиваемая сумма рассчитывалась, прежде всего, исходя из потребностей «Аэрофлота». Он сказал, что его не просили оценить стоимость сделки с самолетом коммерческой авиакомпании.

В Минтрансе, Росавиации, Минфине и Минэкономики «Ъ» не ответили. Авиакомпании, с которыми связался «Ъ», ситуацию не прокомментировали.

В 2023 году из Фонда национального благосостояния было выделено около 297 миллиардов рублей. Новым владельцем страховой выплаты по 162 самолетам стала дочерняя компания Росавиации «НЛК Финанс» (см газету «Коммерсантъ», 25 декабря 2023 г.). В результате иностранный кредитор приостановил свои претензии к российской стороне как по договору страхования, так и по договору аренды. Средства из Фонда национального благосостояния были выделены НЛК под 1,5% сроком на 15 лет. «Аэрофлот» получил самолет от НЛК в операционную аренду, а коммерческая авиакомпания — в финансовый лизинг (после окончания срока действия договора самолет переходит в собственность компании).

С декабря 2022 года Группа «Аэрофлот» за счет средств Фонда национального благосостояния перерегистрировала 93 самолета.

Весной 2022 года «Аэрофлот» также на собственные средства приобрел еще восемь самолетов Airbus A330, находящихся в финансовом лизинге. Кроме того, в 2023 году парк группы будет включать один Boeing 737-800 из приостановленного состава Royal Flight (источник финансирования не разглашается) и два самолета, принадлежащих национальной транспортной лизинговой компании.

Всего в Группе «Аэрофлот» имеется 349 самолетов, в том числе 78 самолетов SSJ-100 «Российских авиалиний». В «Аэрофлоте» заявили, что 185 из 271 иностранного самолета, зарегистрированного в реестре Бермудских островов, были отозваны. По данным «Ъ», это 102 самолета иностранных владельцев и 83 самолета российских лизингодателей, прошедших перерегистрацию в 2022-2023 годах.

Таким образом, группа потенциально может «вырваться» и перерегистрировать еще 86 иностранных самолетов у российских арендодателей.

Из предыдущего транша Фонда национального благосостояния 297 млрд руб. По данным источников «Ъ», на сделки «Аэрофлота» по самолетам и авиадвигателям было выделено не менее 250 млрд руб. Авиакомпания сообщила, что выделила на эти сделки около 15 миллиардов рублей. Чистая прибыль Поведы (см. «Ъ» от 31 августа 2023 г.). Помимо «Аэрофлота», в 2023 году софинансировать сделку из Фонда национального благосостояния смогли S7 Airlines (45 самолетов) и «Уральские авиалинии» (19 самолетов). Стоимость сделок S7 с учетом собственных средств (34 млрд руб от чистой прибыли 2022 г.) составила 45–50 млрд руб., из Фонда национального благосостояния поступило около 11–16 млрд руб. «Уральские авиалинии» перечислили 13,5 млрд средств и получили 17–20 млрд руб из Фонда национального благосостояния. «Аврора» перерегистрировала пять Airbus A319 на средства Фонда национального благосостояния и «заплатила» за них около 2 млрд руб. Чистая прибыль (еще 3 А319 Аврора принадлежат национальной транспортной лизинговой компании). Charter iFly запросил финансирование, но не получил его.

С учетом самолетов, приобретенных в финансовый лизинг, а также отдельных сделок за счет собственных средств, российские авиакомпании переоформили более 170 самолетов из примерно 400, принадлежащих иностранным лизингодателям. Федор Борисов, руководитель Аналитического центра Национального института гражданской авиации, считает, что это число должно увеличиться, заявив: «В идеальных обстоятельствах имеет смысл легализовать весь оставшийся парк». Пока мощности российских авиакомпаний достаточны для удовлетворения спроса на зарубежные маршруты, но очевидно, что со временем парк будет сокращаться, говорят эксперты. Кроме того, обратный выкуп снижает юридические риски и может «предотвратить будущие претензии к самолетам или аресты в случае ухудшения ситуации». Если будет принято решение о продолжении государственного финансирования сделки, было бы целесообразно включить в нее парк коммерческих авиакомпаний для поддержания международной сети.

Олег Пантелеев, исполнительный директор «Авиапорта», отмечает, что софинансирование сделок — очень мощный инструмент поддержки авиатранспортной отрасли, если позволяют бюджетные возможности. По данным «Аэрофлота», уже завершенные страховые расчеты позволили группе снизить долю валютных обязательств по аренде с более чем 90% до 60% (см. «Ъ» от 6 марта). При этом, по мнению Олега Пантелеева, авиакомпаниям «сложно и маловероятно» самостоятельно решать вопросы с иностранными кредиторами без господдержки».

Айгуль Абдулина

Источник: avtoidei.ru

Back to top button