Новости

Когда откроют метро в Красноярске и сколько оно будет стоить

Все чаще стали говорить о скором открытии метро в Красноярске. Такое в истории сибирского города было как минимум трижды. О строительстве метро в Красноярске говорилось еще 60-е годы прошлого века. Изучали, считали и проектировали, но каждый раз находились причины, почему нужно отложить или заморозить проект.

Очередная попытка построить второй сибирский метрополитен выглядит очень перспективной и реализуемой, но, как часто бывает, все может оборваться в любой момент.

Красноярский долгострой

В середине 60-х годов население Красноярска превысило 550 тыс. человек. Это заставило городские власти задуматься о развитии городской инфраструктуры. Наземные виды транспорта уже не справлялись с возросшим потоком пассажиров. Недоступность личных авто также была важным фактором в принятии решения о начале изысканий о методах и оптимальных путях строительства будущего метрополитена. Однако окончательное решение было принято только в 80-е годы.

Последующие экономические проблемы и распад СССР не позволили городским властям приступить к строительству первой линии, но проблема то никуда не ушла. Жителям города все также нужно было каждый день ездить на работу и по делам. В разы возросло и количество личного транспорта, что создало новую вечную проблему – пробки на дорогах.

В 1993 году снова в Красноярске заговорили о метро. Строительство было начато в 95-м. Но сам процесс двигался с переменным успехом. Недостаток финансирования, проблемы с землей, бесконечные пересмотры концепции, нехватка кадров и оборудования – все это постоянно отодвигало сроки сдачи в эксплуатацию первой линии метро.

Когда откроют метро в Красноярске и сколько оно будет стоить
Одна из наземных станций московского метрополитена. Фото: YouTube.com

Здесь стоит отметить, что ни у города, ни у региона нет, и никогда не было денег на строительство метро. С самого начала проекта предполагалось финансирование из союзного, а позже – федерального бюджета. И чем дольше тянули, тем проект становился дороже. Инфляция, знаете ли, да и земля в центре города дорожает. К 2008 году по разным оценкам на проект выделили свыше 4,8 млрд. рублей. За годы строительства было пройдено более 3,5 тыс. метров под землей, заложены станции «Высотная», «Вокзальная» и «Площадь Революции».

Однако из-за финансового кризиса 2008 года и из-за сомнений в эффективности красноярского метро, проект был заморожен. Построенную инфраструктуру законсервировали, а «Управление по строительству Красноярского метрополитена» ликвидировали.


Тоннель красноярского метро. Фото: YouTube.com

Прошло несколько лет и власти снова вернулись к обсуждению этого проекта. Население города превысило 1 млн. человек и заработала негласное правило о том, что при таком количестве жителей метро просто необходимо. В 2013 году начали рисовать проекты и планы, разбираться с землей. Параллельно шла подготовка к «Зимней Универсиаде 2019» и даже были предположения, что открытие линии приурочат к этому событию, но увы, губернатор приостановил проект до 2020 года. Про метро в Красноярске говорил даже Путин.

В 2019 году новый губернатор обозначил срок реализации проекта – 2023 год. Работы действительно начались, но они носили лишь локальный характер, ни о какой ударной стройке речи не шло. И вот, уже в 2023 году срок сдачи проекта отодвинули на 2026 год. Строительство первой линии Красноярского метрополитена продолжается уже 30 лет.

Перспективные линии метро Красноярска

Сеть должна связать разные окраины города. В данный момент работы ведутся на «Первой линии», она должна пройти от станции «Высотная» и через центр города выйти к станции «Ястынская улица». Общая длина составит 15,1 км. Важно сказать, что не вся ветка будет подземной, на отдельных участках пути будут проходить по земле.


Схема перспективных линий красноярского метро. Фото: YouTube.com

«Вторую линию» могут пустить с севера на юг, свяжут «Солнечный» район, центр города и правый берег Красноярска. Для запуска этой ветки потребуется сооружение моста через Енисей или подземный тоннель под рекой. Также существует концепт и «Третьей линии», которая пройдет из ближайшего пригорода в районе села Дрокино, и через центр выйдет на правый берег Енисея.

На просторах интернета можно найти много «перспективных схем» красноярского метро. Некоторые даже рисуют кольцевые линии, интеграционные пересадочные узлы с ж/д транспортом. Но факт остается фактом. Пока не будет построена и запущена «Первая линия», все планы и перспективы – лишь фантазии авторов схем и городских властей.

Метро или метротрам?

Здесь мы подходим к самому главному вопросу. Какой подвижной состав будет в красноярском метрополитене? Судя по всему, по подземке будут курсировать трамваи. По оценкам специалистов, для нормальной работы линии необходимо минимум 40 единиц подвижного состава. Скорее всего, городские власти закупят трамвай 71-934 «Лев», который производят в Твери и в Санкт-Петербурге. Для полной заполняемости парка подвижного состава требуется около 6,8 млрд рублей. Закупки будет проходить в несколько этапов.


Трамвай 71-934 «Лев». Фото: YouTube.com

Трамвай 71-934 «Лев» имеет трехсекционную основу, то есть состоит из трёх вагонов. Он может развивать скорость до 75 км/ч. Его длина составляет 34,7 метра (этот трамвай называют самым длинным российским трамваем). Пассажировместимость оценивается в 265 – 382 человека. Вагоны оснащены видеонаблюдением, климат-контролем, системой Wi-Fi, медиапанелями и разъёмами для подзарядки смартфонов. Новый трамвай только недавно начал поступать на улицы городов. Сегодня его используют в Перми. Интересно, что его также хотели задействовать в работе планируемой линии скоростного трамвая или наземного городского метро.

Метротрам – это неплохо. Конечно, вместимость трамвая ниже, чем у классического состава метро, но для Красноярска это будет оптимальным вариантом. Метротарм функционирует в Волгограде, в Кривом Роге (Украина) и даже в Европе и США. Особенно выделяются городские системы «легкого метро» Германии и Бельгии, где они нередко являются основой городского транспорта. В США метротрамы работают в Бостоне, Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско. Это нормальная практика для городов с относительно небольшим бюджетом или если городские власти хотят сэкономить. Трамваи проще обслуживать и содержать. Их можно использовать и без подземной инфраструктуры, выпускать на городские улицы в случае необходимости.

Сколько стоит метротрам Красноярска?

89 млрд рублей – именно такую цифру называли городские власти. В 2022 году они подписали два контракта с АО «Моспроект – 3». Первый контракт включает подготовительные работы и оценивается в 2,7 млрд рублей. «Основной контракт», то есть строительство и ввод в эксплуатацию линии стоит 87,4 млрд рублей.


Строительтсво метро Красноярска. Фото: YouTube.com

При первоначальном проектировании просили 65 млрд рублей, что выглядело очень адекватным. Но позже эта сумма выросла в разы. В 2021 году губернатор запросил 191 млрд, после чего федеральные власти попросили пересмотреть проект и скорректировать стоимость.

Заключение

Кажется, что в истории еще недостроенного красноярского метро было все. Тут вам и перспективные проекты, и красивые картинки, и коррупционные скандалы, и постоянные переносы сроков сдачи проекта. Но худо-бедно дело идёт, метротрам все-таки строят. Если так пойдет и дальше, то возможно, что уже в 2026 году красноярцы и гости этого города смогут использовать этот вид транспорта повседневно.

Автор:

Использованы фотографии: https://www.youtube.com

Источник: bibimot.ru

Back to top button