Новости

​​​​​​​Как ее контролируют и что поможет сэкономить при планировании перелета

Федеральное антимонопольное ведомство активно участвует в формировании цен на авиабилеты. Стало известно, что против S7 Airlines подан иск. Ранее Антимонопольное агентство подготовило предложения по стоимости авиабилетов для жителей туристических направлений, позволяющие снизить стоимость праздничных билетов в преддверии Нового года. Но эксперты говорят, что цены растут гораздо медленнее, чем на запчасти или авиакеросин, а пассажиры часто платят за одну и ту же услугу по-разному. От чего зависит стоимость и как можно сэкономить — в статье «Известий».

Обоснованный тариф

В ФАС констатируют, что «несмотря на динамичную систему ценообразования и значительную сезонность пассажирских авиаперевозок, экономически оправдано взимание разных цен на билеты в пределах одного и того же тарифа на один и тот же рейс с одной и той же датой и временем вылета». «Это необходимо уточнить».

S7 поручено разработать коммерческую (ценовую) политику и представить ее на утверждение в Федеральную антимонопольную службу России. Авиакомпания этого не сделала и обжаловала решение, однако Арбитражный суд Москвы поддержал позицию ФАС, сообщает информагентство. Если вина перевозчика будет доказана, ему грозит штраф.

— 29 февраля S7 Airlines подала апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Москвы по предупреждению ФАС, — рассказала «Известиям» директор по связям с общественностью S7 Group Ирина Колесникова. — Решение суда первой инстанции еще не вступило в законную силу, вопрос находится на рассмотрении. Мы работаем над примирением.

До этого ФАС неоднократно интересовалась стоимостью билетов. Например, министерство рекомендовало авиакомпаниям до нового года пересмотреть свою ценовую политику в периоды высокого спроса. В результате билеты продавались на 7-39 процентов дешевле, сообщили в службе.

«Сегодня мы видим существенный рост цен по многим туристическим направлениям», — сообщил «Известиям» в конце февраля заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Петр Иванов. В частности, речь шла о Калининграде. По его словам, из-за наплыва туристов местные жители не могут спастись на самолете, а таможенные пошлины очень высоки. Минтранс РФ поручил авиакомпаниям, выполняющим дополнительные рейсы в Калининград, не повышать тарифы.

В начале февраля президент России Владимир Путин потребовал не допустить чрезмерного роста цен на российские авиабилеты.

Цены растут, но зарплат хватает

Единого мнения о том, почему цены продолжают расти, нет. Петр Иванов рассказал, что в целом средний чек в 2023 году по сравнению с 2019 годом (по сравнению с годом COVID-19, когда билеты были дешевле за счет субсидий на авиаперевозки) (Нет) сообщил о росте на 6,3%.

«Авиакомпании применяют принцип динамического ценообразования», — поясняет Дмитрий Горин, вице-председатель Федерации туриндустрии РФ. — Среднегодовой рост цен до 10% за счет роста стоимости авиационного топлива, ремонта, технического обслуживания и запасных частей%.

В январе СМИ сообщили, что по данным Росстата, средняя цена на билеты эконом-класса в России в 2023 году выросла на 22,2%.

исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев рассказал «Известиям»: «Существуют разные оценки и нет единой методики, какое ведомство будет проверять стоимость билета». По его словам, общедоступные данные Росстата обычно показывают несколько больший рост. Агентство учитывает стоимость билета эконом-класса за 1000 км.

информация из «Известий». Данные Росстата: В стоимость услуги «Полет в салоне самолета эконом-класса» включен перелет из областного центра в Москву или другой город Российской Федерации (в направлении «туда») за 1000 км дальности путешествия включено. По оценкам, две трети рейсов и билетов, подлежащих ценовому мониторингу Росстата, — это билеты в Москву. Средняя стоимость билета рассчитывается по следующему алгоритму: Регистратор «выкупает» авиабилеты каждую пятницу на вылеты (в течение недели) и раз в два месяца (в зависимости от частоты рейсов из аэропорта). Отслеживаются цены как минимум на 3-5 рейсов.

Минтранс летом прошлого года сообщал, что совместно с Минэкономразвития, Росстатом и Антимонопольной службой РФ разрабатывает новую единую методику оценки стоимости авиабилетов. Следует учитывать динамические системы ценообразования и различную глубину бронирования (в том числе более чем за месяц до вылета).

«Есть очень простое и понятное наблюдение: если на фоне роста цен на билеты существенно увеличивается трафик, значит, доступность находится на уровне, на котором большинство потребителей могут себе позволить авиаперелеты», — добавил Олег Пантелеев.

Напомним, российские авиакомпании в 2023 году перевезли более 105 миллионов пассажиров, почти на 2,5 миллиона больше запланированного, как заявил на выставке NAIS секретарь Минтранса Виталий Савельев.

«Нет смысла реагировать»

«В случае с ФАС моя позиция совпадает с позицией S7.

Она основана на том, что в Кодексе гражданской авиации четко прописано: вопрос цен и сборов — прерогатива авиакомпаний, а не регулятора», — подчеркнул Олег. Пантелеев. — Конечно, если мы говорим о субсидированных билетах, авиакомпании должны соблюдать правила программы. Но факт остается фактом. В коммерческой деятельности перевозчики должны быть свободны, в том числе в вопросах ценообразования.

Он пояснил, что авиакомпании имеют в системе большое количество тарифов с разными подклассами. Существуют также правила их использования, но потребители не всегда обращают на них внимание.

По его словам, самые дорогие контракты на проезд в эконом-классе — это годовые контракты. Пассажиры имеют право сесть в самолет практически в любое время года. При этом, поскольку вы заплатили большие деньги, вам дадут такую ​​же норму провоза багажа, как и стандартному бэнто.

— Субсидии и фиксированные тарифы должны контролироваться государством, — заявил «Известиям» председатель Всероссийской пассажирской ассоциации, заместитель председателя Общественного совета Минтранса Илья Зотов. — Остальное стоит просматривать каждый месяц. Когда цены растут, нет смысла реагировать.

Он также отметил, что сама политика ФАС непрозрачна. Публика, наверное, хочет пожаловаться, но никто не понимает, что такое нормальная цена.

Услуг меньше — цена выше

При этом Илья Зотов рассказывает о десятках недавних жалоб на стоимость билета туда и обратно до Тюмени. Например, из Санкт-Петербурга: конец апреля – туда и обратно 35-40 000 руб. Он сообщил, что цены на билеты в Калининград и Дагестан ранее подвергались критике. За три года они сильно выросли.

По словам Зотова, билеты «Аэрофлота» зачастую дешевле билетов «Победы». У пассажиров нет четкой и понятной аргументации, почему так происходит, перечень услуг, предлагаемых лоукостерами, меньше, а габаритные требования жестче.

Дмитрий Горин напомнил, что авиакомпания начала продажи за 11 месяцев до вылета. Цены могут значительно вырасти по мере приближения к последнему месту на рейсе. Например, у бюджетных авиакомпаний, скорее всего, будет очень мало свободных мест в определенный день, даже за месяц до вылета.

Однако это не обязательное правило, т е динамическое ценообразование. Например, сегодня агрегатор предлагает купить билет на рейс Санкт-Петербург — Тюмень на 14 марта за 2346 рублей («Победа»), но в пятницу он будет еще дороже — 3893 рубля. По состоянию на конец апреля в наличии 6-7 тысяч билетов.

Как сэкономить

Эксперты напомнили пассажирам, как экономить. На большинстве маршрутов существует конкуренция между авиакомпаниями, и потребители могут выбрать лучший тариф, если планируют поездку заранее.

Также стоит воспользоваться акциями и распродажами, которые регулярно объявляют авиакомпании.

Еще один хороший вариант — подписаться на каналы Telegram, где вы получаете скидки. А тут наоборот, нужно быть готовым к полету уже сейчас. Например, одно предложение на сегодняшнем канале: от Саратова до Уфы, от Минеральных Вод до Махачкалы — 888 рублей.

Билеты, которые не включают норму провоза багажа и подлежат возврату, обычно дешевле.

«Есть программа субсидирования. Есть скидки для пенсионеров, многодетных семей и людей до 23 лет, но она распространяется не на все регионы», — напоминает Илья Зотов.

Он советует обратить внимание на фиксированные тарифы и, если это возможно, покупать билеты по тарифу. Поэтому эксперты утверждают, что перелет из Москвы на Дальний Восток, например, может оказаться дешевле, чем в Сочи.

Источник: avtoidei.ru

Back to top button