Новости

Госномера автомобилей хотят оснастить чипами

 

Эксперимент по оснащению госномеров радиочипами планируется провести в нескольких регионах России.

Напомним, о планах «чипизации» автомобильных госномеров сообщалось уже давно. Так, пилотным регионом в этом направлении стала Республика Татарстан. Здесь ещё в 2016 году стартовали первые эксперименты. По словам тогдашнего руководителя ГИБДД Татарстана Рифката Минниханова, оснащение госномеров электронными чипами позволит снизить аварийность на дорогах. Он рассказал о преимуществах идентификации автомобилей при помощи чипов. Так, при помощи электронного чипа можно распознать даже грязные или закрытые чем-нибудь госномера. Тогда же прошли первые эксперименты — «чипированные» госномера испытали более чем на 1000 автобусов, передвигавшихся по дорогам Татарстана.

Водителям готовят госномера с чипами: видео

К теме вновь вернулись уже в 2024 году. Так, 16 февраля 2024 года в научной газете «Поиск» вышла статья доктора технических наук Владимира Вишневского. Он является руководителем лаборатории Института проблем управления им. В.А. Трепезникова Российской академии наук, которая как раз занимается данным проектом.

Основная цель проекта — повысить уровень распознавания автомобильных госномеров камерами ГИБДД практически до 100%. Дело в том, что в дождь или снегопад видимость ухудшается, что снижает процент распознавания госномеров комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД. Кроме того, многие водители осознанно закрывают госномера тряпками, бумагой, замазывают грязью или залепляют снегом. Естественно, основная цель этого — избежать наказания за нарушения ПДД. То есть, если номер нельзя распознать, водитель может нарушать ПДД и ему за это ничего не будет.

Именно для решения этой проблемы и придумали госномера с так называемыми радиометками (RFID). С виду это обычный автомобильный номер, но на фото можно заметить тонкую коричневую полоску по краю. Эта полоска — микроэлектронное устройство, в котором закодирована информация об автомобиле и его водителе.

«Понятно, что дорожные службы, отвечающие за безопасность движения, постоянно совершенствуют системы видеофиксации транспортных средств. И самыми разными способами борются с массовыми нарушениями правил дорожного движения (ПДД), первым из которых значится превышение скорости. Измеряет ее радар. Автомобиль и водителя фотографируют, и снимок передают в Центр управления ГИБДД, где достаточно мощный сервер обрабатывает информацию. И в случае нарушения виновник получает так называемое «письмо счастья» — извещение о штрафе за превышение скорости. Приблизительно так же подобные ситуации регистрируют и за рубежом. Безусловно, действующая система обнаружения и наказания дисциплинирует водителей. По подсчетам отвечающих за безопасность служб, камеры видеонаблюдения помогли снизить аварийность на наших дорогах чуть ли не вдвое. Однако у системы видеофиксации есть слабые места. Проще всего их обнаружить во время ухудшения погоды, что для нашей северной страны явление частое. При снегопаде, сильном дожде и тумане системе фотовидеофиксации трудно разобрать номерной знак, случается, она вообще его не видит. Пользуясь этим, некоторые лихачи специально закрывают один из знаков и беспрепятственно нарушают ПДД», — рассказал руководитель проекта Владимир Вишневский.

По словам Вишневского, возможности камер видеонаблюдения нет смысла совершенствовать. Вряд ли нам удастся добиться, чтобы они не зависели от погоды и изобретательности лихачей. Но можно кроме технологии распознавания на помощь дорожникам привлечь RFID- технологии (радиочастотную идентификацию транспортных средств). Сегодня они применяются очень широко. Это всем известный штрихкод — метка, которую на что только ни наносят и в промышленности, и в быту. Например, на товары в магазине, где метку считывают на кассе специальным устройством. Причем эффективный и надежный метод действует на достаточно приличном расстоянии от штрих-кода.

«Для начала мы усовершенствовали автомобильный номерной знак. Снабдили его RFID-меткой, а чтобы расшифровывать данные о водителе и его автомобиле, сделали небольшой компактный прибор — считыватель. Он связан с антенными устройствами, так что на шоссе к каждой полосе движения «привязана» своя антенна. И стоит автомобилю с «нашим» номерным знаком оказаться в электромагнитном поле антенны-считывателя, метка, находившаяся до этого в пассивном состоянии, моментально «возбуждается» и передает считывателю записанный в ней уникальный номер, по которому в базе данных ГИБДД хранится вся информация об автомобиле и его владельце»,- рассказал детали проекта Вишневский.

Масштабный эксперимент для испытания новой системы был проведен зимой в Казани, при поддержке главы Республики Татарстан Рустама Минниханова. В ходе эксперимента порядка тысячи автомобилей оснастили номерными знаками с чипами, а над дорогой установили RFID-считыватели и антенные устройства. По ходу движения производилась идентификация автомобилей, от которой невозможно спрятаться и скрыться, и номер бесполезно заклеивать.

Результат: вероятность распознавания транспортных средств составила 94%. Для сравнения — работающие на этих же участках и в таких же погодных условиях камеры за время эксперимента гарантировали распознавание на уровне 50%.

При этом, по словам руководителя проекта, российская методика является уникальной, потому что она будет гибридной — авторы «скрестят» обычные технологии распознавания камер ГИБДД с системой радиометок, что позволит достичь практически 100% распознаваемости в любых условиях.

«Гибридная система создана совместно с питерской фирмой «Симикон» — производителем систем видеофиксации. Взаимодействие существующей аппаратуры видеофиксации и RFID-считывателя осуществляется через аппаратно-программный комплекс — небольшой прибор, называемый «шлюзом». Когда камера видеофиксации по различным причинам не видит номер и не в состоянии его опознать, на помощь приходит наш считыватель. Это значительно повысит эффективность традиционного способа фиксации. Надеемся, что в скором времени гибридная система заработает. И общая эффективность системы идентификации нарушений ПДД приблизится к 100%», — заявил Вишневский.

При этом, по его словам, данный метод не только позволит повысить безопасность на дорогах — он ещё и экономически выгодный. Дело в том, что дооснащение камер ГИБДД считывателями прибавит к цене примерно 5-7%, но это «окупится» за счёт увеличения количества собираемых с нарушителей штрафов. Сами же метки на госномерах при массовом производстве будут стоить «копейки». Помимо нарушителей ПДД, данная система также ускорит розыск угнанных автомобилей, поиск преступников в рамках планов «Перехват» и т.д.

«Сейчас ведется подготовка по выполнению решения Правительства РФ о создании опытных зон в Москве, Санкт-Петербурге и Казани для испытания новой системы безопасности на автодорогах, основой которой станет разработанный нами гибридный комплекс совместного использования RFID-технологии и существующей аппаратуры видеофиксации. А получить номер с RFID-меткой, который легко опознать практически при любых обстоятельствах, водитель сможет при покупке новой машины. Со временем постепенно на всех автомобилях появятся номера с чипами обнаружения. Тогда, уверен, количество нарушений на дорогах значительно сократится», — считает Вишневский.

Источник: avtospravochnaya.com

Back to top button