Новости

Госдума собирается поправками к КоАП исключить возможность наказания граждан за одно и то же административное нарушение дважды

Подготовленные министрами поправки вводят специальный правовой механизм по устранению двойного наказания не только в случаях случайного причинения вреда, но и в случае административных правонарушений, связанных с имуществом, окружающей средой и животным миром.

11 марта Национальный комитет по строительству Национального собрания рекомендовал принять в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон об административных преступлениях, который внедрит механизм, исключающий двойное наказание граждан за одно и то же преступление. Причиной стало решение Конституционного суда (КС), вынесенное в мае 2023 года. Тогда Конституционный суд рассматривал дело в отношении Роберта Чепурного, сбившего мальчика за рулем автомобиля в городе Вольске (Саратовская область).

Сначала сотрудники ГИБДД оштрафовали водителя на 1,5 тысячи рублей. Согласно ст. Статья 12.18 Закона об административных правонарушениях за непредоставление приоритета пешеходам в движении. Тогда районный суд лишил водителя прав по статье 2. 12.24 (несчастные случаи, повлекшие за собой незначительный или средний вред здоровью). Роберт Чепаной безуспешно пытался обжаловать решение в Суде общей юрисдикции, аргументируя это тем, что конституция запрещает наказывать дважды за одно нарушение, а затем подал апелляцию в Конституционный суд. Конституционный орган в конечном итоге решил, что Закон об административных правонарушениях содержит неточности, которые необходимо устранить путем внесения поправок.

Вопросы, на которых остановилось внимание Конституционного Суда, характерны не только для нарушений правил дорожного движения, но и для других сфер деятельности по причинению вреда (или угрозе причинения вреда), как это изложено в пояснительном тексте предлагаемых правительством поправок что-нибудь.

Таким образом, если по разным нормам Закона об административных преступлениях рассматривается несколько дел по одному и тому же факту какого-либо действия (бездействия), то в Законе об административных преступлениях должен быть предусмотрен единый механизм для всех дел.

Административное преступление.

Механизм, предложенный Минюстом, заключается в следующем. Если государственный орган (например, Госавтоинспекция, Ространснадзор, Рослехоз и т.п.) направляет в суд документы по делу о причинении вреда (здоровью человека, имуществу, окружающей среде, флоре, фауне и т.п.), следует проверить, не было ли ранее возбуждено другое дело без ущерба для той же «незаконной деятельности». Если произошел такой инцидент, учреждение или орган власти должны уведомить об этом суд. Потерпевший или ответственное лицо также может уведомить судью о ранее возбужденном деле.

Судья может также запросить дополнительные материалы. В этом случае производство по первому иску приостанавливается до рассмотрения второго иска о причинении вреда и срока исковой давности для определения ответственности. По результатам рассмотрения судья может принять одно из двух решений.

Первый сценарий: гражданин несет ответственность за более тяжкое преступление (например, причинение вреда здоровью наездом пешехода), а судопроизводство в первом случае (штраф за отказ уступить дорогу пешеходу) будет прекращено.

Второй сценарий: наоборот, закрытие дела о вреде (например, если вина в причинении вреда не доказана) и возобновление производства на более мягкой, «формальной» основе.

Мария Яковлева, директор юридической группы «Яковлев и партнеры», назвала идею механизма истребования материалов и приостановления судебного разбирательства «разумной». «Однако эффективность предлагаемой конструкции зависит от качества диалога между властями, а также точности и оперативности обмена информацией о рассматриваемом деле», — подчеркивает она. Информация улучшает координацию и предотвращает повторное наказание за одно и то же поведение».

Адвокат Катерина Соловьева, эксперт по безопасности дорожного движения от Народного фронта, также призвала к единому обмену информацией между судами и другими ведомствами, занимающимися административными уголовными делами (помимо ГИБДД, Лос-Рейос, Лос-Транснадзор и др.) обращает внимание на отсутствие системы, различные региональные агентства по тестированию и т д).

«Мы считаем, что этот законопроект полностью устранит существовавший ранее пробел двойной административной ответственности за одно и то же преступление», — заявил адвокат Александр Рубин, партнер K&P Group. После принятия поправок потребуются разъяснения от Верховному Суду РФ о практике правоохранительных органов по данным вопросам во избежание путаницы».

Иван Буланов

Источник: avtoidei.ru

Back to top button