Новости

Автоматическая коробка имеет свои особенности, без выполнения которых срок службы трансмиссии резко снижается

Автоматические коробки передач удобны в управлении и облегчают жизнь владельцу, но при неправильном использовании могут вызвать проблемы с техникой. Такая простая процедура, как «постановка» автомобиля, требует соблюдения определенной последовательности действий, иначе ресурсы трансмиссии существенно сократятся. Как правильно перевести машину в режим «P»?

Устройство механизма фиксатора парковки

Автоматические коробки передач в современных автомобилях не имеют механических приводов с механизмами переключения режимов. Связь осуществляется в цифровом виде по проводу через электронный блок. При переключении руля в режим D АКПП получает электронный сигнал и гидромеханизм, клапаны гидроблока и сцепления переводят планетарную передачу на нужную передачу.

Аналогичным образом автоматические коробки передач также переключаются на такие режимы, как «R» и «N». Если водитель допустит ошибку, например, рычаг попадет в паз заднего хода «R» вместо «N», автоматическая система не позволит включить передачу, избежав поломки трансмиссии. Электронный блок игнорирует команду и оставляет коробку в нейтральном положении.

Однако если поставить «автомат» в парк «П», активируется другой механизм. Режим парковки механически связан напрямую с АКПП через металлический трос.

Привод перемещает специальный кронштейн с коромыслом, на конце которого имеется фиксатор. Этот механизм расположен на валу коробки, имеющей рифленое колесо, напоминающее шестерню. Когда защелка попадет в паз, она надежно зафиксируется.

Когда водитель переводит ручку управления коробкой передач в положение «Парковка», защелка прочно захватывает вал. В этом случае электроника не сработает и насколько серьезной будет эта активация, зависит исключительно от водителя.

Например, если водитель случайно включит режим «Р» во время движения на высокой скорости, автоматика не сможет предотвратить переход коробки в опасный режим.

Фиксатор защелкнется на зубьях, и вы услышите громкий скрежет отвертки.

Этот рокер перепрыгнет через зубы, издаст хруст и потеряет часть металла. Мелкая стружка остается внутри коробки и представляет опасность для трущегося механизма. В худшем случае удерживающие зубья могут сломаться и остаться в трансмиссии.

Парковка на склоне

Практически такая же ситуация, но в меньших масштабах, происходит при ежедневной парковке на склоне. Водители часто спешат и включают режим «Р» еще до того, как машина остановится. В это время ощущается небольшой шок, которому обычно не придают большого значения.

Однако если такие воздействия продолжаться несколько раз в день в течение нескольких лет, произойдет усталостное разрушение металла. А через 10-15 лет эксплуатации, когда усталостная деформация достигает критического значения, удерживающие зубы могут выпасть даже при незначительном толчке.

Кроме того, водители часто забывают затянуть ручник, «паркуя» машину на уклоне. В этом случае вес машины на склоне сжимает зубья вала, создавая в зубьях внутренние напряжения, позволяющие выдерживать длительную стоянку.

Если водитель воспользуется таким неудачным местом, особенно опасно, если машина будет висеть в зубах неделями или месяцами. Для новых автомобилей это не страшно, но для машин с большим пробегом такие тесты не всегда проходят. В неожиданный момент фиксатор выйдет из строя и трансмиссия потребует капитального ремонта.

Как же правильно парковать машину?

При постановке АКПП в «парк» важно снять лишнюю нагрузку с защелки и зубьев вала коробки передач. Для этого перед включением режима «Р» необходимо затянуть ручник. Алгоритм выглядит следующим образом: Сначала водитель останавливает автомобиль и, не отпуская педали тормоза, тянет на себя ручник.

В этом случае автомобиль распределяет нагрузку на тормоза и диски. Затем, как только автомобиль надежно зафиксируется, отпустите педаль тормоза и установите автоматический селектор в режим «P».

Владимир Гаврилов

Источник: avtoidei.ru

Back to top button