Новости

Авиадвигатель Д-18Т для «Русланов» будут выпускать на УЗГА

Самолет Ан-124, получивший собственное имя «Руслан» – единственный в России транспортник, способный взять на борт до 120 тонн груза. Таких машин на сегодня в РФ осталось немного и большинство из них находятся в распоряжении военных. С самых высоких трибун не раз было заявлено, что страна возродит производство Ан-124.

Однако с 2004 года новые машины больше не выпускаются: осуществляется разве что модернизация. Совершенствовалась авионика, элементы фюзеляжа, шасси. Камнем преткновения стал двигатель, который выпускался на Украине в Запорожье компанией «Мотор Сич».

Авиадвигатель Д-18Т для «Русланов» будут выпускать на УЗГА
Производство Д-18Т в Запорожье было прекращено. Фото: YouTube.com

После разрыва с Россией выпуск авиамоторов, которые в большинстве своем закупала РФ, стал нерентабельным и производство остановили.

Непростая история создания Д-18Т

Агрегат турбовентиляторного типа, обладающий высокой степенью двухконтурности, создавался в СССР еще в 70-е годы минувшего века. Крупномасштабный выпуск стартовал в Запорожье в 1985-м. Двигатель предназначался для установки на тяжелые воздушные суда, которыми стали «Руслан» и «Мрия». На первом – четыре авиамотора, втором – шесть. Прародителем Д-18 изначально являлся американский двигатель General Electric TF-39: тогда он стоял на Lockheed C5A. Агрегат из США предназначался строго для военных машин, поэтому его пришлось бы серьезно модернизировать. От идеи через некоторое время отказались и обратили внимание на более подходящий RB.211-22 (Великобритания).


Покупать английский движок в Советском Союзе не стали. Фото: YouTube.com

Чтобы скопировать мотор, планировалось приобрести их восемь штук. Но хитрые англичане догадались, зачем СССР нужен их движок и поэтому предложили минимальную партию от 100 агрегатов. Тратить столько денег для копирования было бы нерационально, поэтому вновь обратились к американскому TF. В ходе работ решались сложнейшие задачи по технологиям, автоматизации проектирования, газодинамике. В последнем случае использовали советский мотор Д-36 (устанавливался на Як-42, Ан-72, Ан-74).

Испытания

Они стартовали в 1982-м: использовалась летающая лаборатория на базе самолета Ил-76. В ходе тестирования машина совершила 414 экспериментальных полетов общей продолжительностью 1288 часов. Для того времени двигатель получился очень «продвинутым». По техническим характеристикам он не уступал зарубежным аналогам, стоявших на гражданских самолетах. Из достоинств тогдашние пользователи отмечали низкий расход горючего, относительно несложную конструкцию (в составе Д-18Т – 17 отдельных блоков) и небольшой удельный вес.


Ан-124 – основной «потребитель» Д-18Т. Фото: YouTube.com

При этом траты на ТО были существенно меньше: агрегат обладал хорошей ремонтопригодностью. Правда, изначально моторесурс был небольшой и ограничивался 1000 ч. Но в дальнейшем у двигателей 3-й и четвертой генерации межремонтный срок службы доведен до 6 тыс. и более часов.

Что сегодня

Основная ремонтная база двигателей Д-18Т – Ульяновский завод гражданской авиации. На предприятии уже накоплен серьезный опыт в плане восстановления этих моторов, поэтому неудивительно, что выбор пал именно на УЗГА. Осенью прошлого года было заявлено: модернизированный «Руслан» будет оснащаться новым ПД-35 или усовершенствованным Д-18Т. Однако в марте 2024-го глава военного ведомства заявил, что предпочтение отдано второму варианту.

Когда начнется серийное производство

Сегодня мощности УЗГА серьезно загружены: завод занят производством «Байкалов» и «Ладоги» – машины очень сильно нужны в регионах. Поэтому крупномасштабное производство глубоко модернизированного Д-18Т запланировано на конец 2027-го года (4-й квартал).


«Волга-Днепр»: российская компания, использующая Ан-124 . Фото: YouTube.com

Но и гражданские транспортные Ан-124 тоже требуются России, особенно если учитывать, что у страны есть свои экономические интересы в отдаленных регионах мира – Юго-Восточной Азии, Африке, Южной Америке.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Источник: bibimot.ru

Back to top button